2009-01-17

Оттуда (3).

- Ты не сосем корректно ставишь вопрос: суть не в том, что даст тебе просветление.
- То есть?
- Оставь фокусы с превращением воду в вино и хождением по воде верноподданным католикам. Хотя даже они уже ставят под сомнение возможность развести волны бушующего моря пастушьим посохом и вспоминают про то, что Красное море вполне можно перейти не намочив шорты. Может быть, Гаутама и мог сотворить гору из пяти начал, а Лао-цзы превращаться в быка, но, скорее всего, нет. Зачем? - Просветленным не требуется доказательства, и даже более того: это может вытолкнуть их из довольно неустойчивого состояния.
- Это твое отношение к религии?
- Нет. Лучше скажи, что тебе приходит первым в голову при слове религия?
- Церковь, храм.
- Еще?
- Библия.
- Еще?
- Обряд.
- Хватит, - улыбнулся он. - Ты делаешь типичные ошибки человечества. Принимаешь форму за содержание: этим вызван и твой вопрос о мнимой силе просветленных, и твой ассоциативный ряд. Понимаешь, основатели религии преследуют две взаимоисключающие цели: донести до людей свое видение природы вещей или извлечение материальной выгоды. К сожалению, даже если первопричина в первом, все рано или поздно скатывается ко второму. Пока жив пророк или мессия, все еще вертится по его замыслу, а уже при его учениках дает реальный крен. Да, конечно, хорошо проповедовать слова учителя, но надо же чем-то питаться, а это отнимает столько сил, да и удобнее собирать прихожан в одном месте, и вроде бы неплохо было бы придумать какой-нибудь логотип. И начинается служба во имя формы, но не содержания.
- Ну и почему?
- Все довольно просто. Основатель излагает свое видение мира, - он загнул один палец. - Он незаурядный оратор, иначе не смог повести за собой так много людей, - вторй палец. - Он действительно умен. Почему? - Он может ответить на те вопросы, которые ему задают и вписать их в свою теорию, - после того как был загнут третий палец, он показал мне странную фигуру, что-то среднее между кукиша и "понтовых" рогов. - Его ученики люди тоже незаурядные, но у них свои представления о том,что их окружает. И тут новая развилка - либо культ не выходит за пределы деревеньки, где родился великий выдумщик, либо его слова тщательно записываю и цитируют.
- И что в этом плохого?
- Плохо в этом только одно - мир не стоит на месте. Каждый новый день задаются новые вопросы, а монах твердит старые ответы и даже не задумывается подходят ли они по смыслу. Не потому что он глуп, но потому что его так учили. Как только религия становится формой, ее адепты уходят от ее идеи дальше, чем были до того как впервые о ней услышали.

Комментариев нет: